После трагедии в Костроме, где пожар в ночном клубе «Полигон» 5 ноября унёс жизни людей, губернатор Челябинской области Алексей Текслер поручил проверить объекты коммерческой недвижимости в регионе, в т.ч. развлекательные заведения на соблюдение требований пожарной безопасности. Будут ли эти проверки?
Чтобы бизнес работал спокойно?
«Дело в том, что сегодня действует мораторий на проверки субъектов бизнеса, - объяснил заместитель главного государственного инспектора Челябинской области по пожарному надзору Андрей Смирнов. – Всё начиналось с жалоб предпринимателей на то, что надзорные органы душат их проверками и штрафными санкциями. В 2016 году вступили в силу изменения в статью 26.1 ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и мораторий на проведение проверок прочно закрепился в законодательстве».
Позже был применен рискоориентированный подход, т.е. все объекты поделили по категориям рисков и проверяют теперь исключительно объекты высокого и чрезвычайно высокого риска в социальной сфере, где люди пребывают круглосуточно, - дома престарелых, больницы и т.п. Остальные объекты в планы проверок не попадают, и в 2023 году сохраняется аналогичная политика.
«Основанием для проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса сегодня являются исключительно грубейшие нарушения требований пожарной безопасности, - сообщил Смирнов. - Информация о таких нарушениях обычно поступает в надзорные органы от граждан или из СМИ. И то не всегда она соответствует действительности. Бывает, сталкиваемся с обычными наговорами… На первом этапе мы свяжемся с предпринимателем, на которого поступила жалоба, дистанционно. Когда он даст обратную связь, можем встретиться с ним и проконсультировать. Но при наличии желания с его стороны. Только такую форму взаимодействия с предпринимательским сообществом оставило нам законодательство. Любой предприниматель может инициировать проведение профилактического визита на свой объект. Тогда инспектор приедет к нему, осмотрит помещение, ответит на вопросы. Совершенно бесплатно. Если инициатором профилактического визита будет предприниматель, арендующий небольшой отдел на одном из этажей огромного ТРК, то инспектор приедет именно к нему и не будет исследовать весь комплекс. Даже если инспектор усмотрит какие-то нарушения, никаких предписаний или возбуждения дел о нарушении пожарной безопасности бояться не нужно, этого не будет. Мы просто хотим, чтобы предприниматели были сознательнее, ответственнее».
С предпринимателями побеседуют
Однако всё-таки кое-какая профилактическая работа будет проведена. В региональном ГУ МЧС сделали выборку и насчитали 220 заведений, похожих на костромской «Полигон». Это бары и рестораны с танцполом, где регулярно собираются больше пятидесяти человек. Само собой, основная масса этих заведений находится в крупных городах – Челябинске, Магнитогорске, Златоусте. В глубинке похожих – по 1-2, они небольшие и там невысокий класс опасности.
В аппарате Уполномоченного по правам предпринимателей в Челябинской области заверили, что возьмут на себя разъяснительную работу.
«Уже 14 ноября состоялась первая встреча с предпринимателями, эксплуатирующими заведения из списка МЧС в Центральном районе Челябинска, - сообщила заместитель бизнес-омбудсмена Ольга Казакова. - Пришли порядка сотни бизнесменов, актуальная информация с учётом случившейся в Костроме трагедии до них доведена».
Предпринимателям напомнили, что их здания и помещения должны быть оснащены исправными системами автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, а в идеале ещё и системами автоматического пожаротушения.
«Отделка эвакуационных путей выполняется только сертифицированными материалами, - напомнил Андрей Смирнов. – Пока в здании находятся люди, эвакуационные выходы должны быть открытыми. Некоторые системы автоматической пожарной защиты предусматривают автоматическую разблокировку эвакуационных выходов, т.е. в повседневности они закрыты на электрозамки, а если автоматическая система срабатывает, то происходит разблокировка замков и выходы открываются без ключа».
На объектах с массовым пребыванием людей раз в полгода проводят учебные тренировки по эвакуации. На время тренировки посетителей не выдворяют, они тоже должны отнестись к ней со всей ответственностью, не игнорировать, называя тревогу учебной или ложной. ЧП в Костроме в очередной раз доказало: в заведениях увеселительного характера важен пропускной режим. Посетители должны проходить не только фейс-контроль, но и досмотр на наличие «запрещенки» - пиротехники, оружия, колюще-режущих предметов.
Как вести себя при пожаре в ТРК или клубе
Дмитрий Микрюков, фельдшер скорой помощи, советник по безопасности детства у регионального омбудсмена:
- Направление движения при эвакуации всегда обозначено на эвакуационной карте, она есть в любом ТРК. В случае закрытия эвакуационных выходов в любом случае лучше находиться около них или около окон, потому что спасение будет идти именно оттуда. Мы же понимаем, что спасатели не стены будут ломать, а будут вскрывать эвакуационные выходы и основные выходы. Также всегда имеет смысл двигаться в сторону крыши, если таковое направление движения имеется. Важно не уходить в подвальные помещения, туалеты и другие ограниченные замкнутые пространства, которые находятся в стороне от основных площадей, потому что поиск пострадавших сначала будет идти в больших пространствах и только потом будут проникать в мелкие. В условиях плохой видимости либо её полном отсутствия очень сложно найти какие-то небольшие закутки, где могут находиться люди.
Мнение
Самигулла Мухамадиев, управляющий ООО ПКФ «Аргус» (противопожарные товары и услуги):
- Мы помним и «Зимнюю вишню» в Кемерово, и «Хромую лошадь» в Перми. Хорошо, что сейчас факты становятся доступными. Во времена моей молодости подобные трагедии тщательно скрывались. В 1961 году в чувашской деревне Эльбарусово произошел, возможно, самый страшный пожар за всю советскую и российскую историю. За десять минут дотла сгорела средняя школа, в которой как раз проходил праздничный концерт. В огне погибли 110 человек - 106 детей, в том числе 20 дошколят, и четыре педагога. Позже спецкомиссия установила, что помещение не соответствовало элементарным требованиям противопожарной безопасности. Но тогда информация нигде не просочилась, правительство это тщательно скрывало, об этой истории страна узнала только в 1985 году, представляете?
У меня профессиональная болезнь. Везде, где бываю, считаю, сколько эвакуационных выходов, задираю голову, смотрю, работает ли сигнализация, моргают датчики или нет. Вот я хожу в парикмахерскую, там висят датчики, с которых монтажники не сняли защитные колпачки. Я сказал об этом не одному, а трем арендаторам, но там так ничего и не меняется. Если случится пожар, эти датчики просто не сработают.
Вы знаете, что в ТРК в Финляндии путей эвакуации в три раза больше, чем в наших? Бывая на учебных тренировках в различных ТРК, задаю мысленно вопрос, почему у нас не так?
В 90-е годы я работал в системе пожарной охраны и был свидетелем того, как на объектах нарушения пожарной безопасности, не устраняемые годами, были исправлены за два дня, и это только потому, что на эти объекты был запланирован визит президента.